Помощь в трудной ситуации
Трудная жизненная ситуация — ситуация, которая субъективно воспринимается человеком как трудная лично для него или является объективно нарушающей его нормальную жизнедеятельность (инвалидность, сиротство, и т. д)
Категории социально незащищённых детей
- Дети, оставшиеся без попечения родителей
- Дети, проживающие в малоимущих семьях
- Дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев
- Дети-инвалиды и с особенностями в развитии
- Дети-жертвы насилия
Факторы социального риска
Раннее выявление социально неблагополучных семей является одной из важнейших форм первичной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Определить семейное неблагополучие позволяет наличие следующих факторов социального риска в семье:
- Социально-экономические: низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия
- Медико-социальные: инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей
- Социально-демографические: неполная, многодетная семья, семьи с престарелыми родителями
- Социально-психологические: семьи с конфликтными отношениями
- Психолого-педагогические: семьи с низким общеобразовательным уровнем
- Криминальные: алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие
Наличие того или иного фактора социального риска не означает обязательно возникновения социального неблагополучия, но указывает на большую степень его вероятности, которая возрастает по мере увеличения числа факторов социального риска семьи, например, семья неполная, многодетная, малообеспеченная.
Ребенок в трудной жизненной ситуации
Для выявления неблагополучия в семьях воспитанников детского сада используются следующие методики:
-
Наблюдение.
-
Опросные методики.
-
Самодиагностика (диагностика типового семейного состояния, самодиагностика родительского отношения к детям).
-
Беседы.
-
Анкетирование.
-
Тестирование.
-
Проективные методики («Дом, дерево, человек», «Рисунок семьи»).
Также могут использоваться следующие источники информации о семейном неблагополучии:
-
Заявления родственников, соседей.
-
Информация должностных лиц.
-
Результаты проведения рейдов.
-
Результаты рассмотрения материалов на заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Основной информацией владеет воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия
Механизм выявления неблагополучных семей.
Выявление неблагополучия в семьях воспитанников ДОУ связано с выявлением факторов социального риска.
Ежегодно в начале учебного года создается банк данных детей, посещающих ДОУ. Во взаимодействии коллектива ДОУ
(заведующего, воспитателей) заполняются карты воспитанников, составляется социальный паспорт ДОУ.
Выявляются социально-бытовые условия проживания семей воспитанников, состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и профессия. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей. С семьями воспитанников используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, психологическая и социальная диагностика, посещение семей с целью выявления семейного неблагополучия. Основной информацией обладает воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия.
На что стоит обратить внимание
- Утомленный, сонный вид
- Санитарно-гигиеническая запущенность
- Обмороки, головокружение из-за постоянного недоедания
- Агрессия и импульсивность, которые сменяются апатией и подавленным состоянием
- Выраженный страх взрослых, проявление тревоги в форме тиков
- Боязнь идти домой
- Жестокое обращении с животными
- Стремление скрыть причину травм
Семья считается неблагополучной, если родители:
- не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению детей
- не исполняют своих обязанностей по содержанию детей
- отрицательно влияют на их поведение
- жестоко обращаются с детьми
- страдают алкоголизмом, употребляют наркотики, ведут антиобщественный образ жизни
- создают конфликтные ситуации, втягивая в них детей
Для профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями, педагогом-психологом и социальным педагогом детского сада проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность сада. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта
Работая во взаимодействии со специалистами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социальный педагог формирует и реализует систему комплексной помощи семье в снижении социального неблагополучия
Право на государственную помощь на детей, над которыми установлены опека или попечительство, имеют лица, назначенные опекунами или попечителями, а также лица, временно назначенные опекунами или попечителями детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей.
Размер выплаты составляет:
на ребенка возрастом до 18 лет – 10 260 рублей;
на ребенка-инвалида возрастом до 18 лет – 12 800 рублей.
В случае отсутствия права на единовременное пособие при передаче ребенка в семью в соответствии с федеральным законодательством опекунам или попечителям также назначается единовременное пособие при передаче ребенка в семью в размере 17 450 рублей.
Документы, необходимые для назначения помощи:
заявление;
документ, удостоверяющий личность;
ИНН и СНИЛС;
копия свидетельства о рождении ребенка;
копия решения (документа) уполномоченного органа об установлении опеки (предварительной опеки) или попечительства (предварительного попечительства);
письменная информация о совместном проживании опекуна (временно назначенного опекуна) или попечителя (временно назначенного попечителя) с ребенком, над которым установлена опека (предварительная опека) или попечительство (предварительное попечительство);
письменная информация с места обучения ребенка, кроме дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций, с указанием сведений о пребывании (непребывании) на полном государственном обеспечении (содержании);
письменная информация об отсутствии права на единовременное пособие при передаче ребенка в семью в соответствии с федеральным законодательством.
За оформлением помощи необходимо обращаться в управление труда и социальной защиты населения местных администраций Донецкой Народной Республики по месту регистрации или фактического проживания
Статья 21 Закона№ 339 IIНС "Об Основных гарантиях прав ребенка в Донецкой Народной Республике" от 24 .12. 2021г. https://www.gb-dnr.ru/normativno-pravovye-akty/10182/
- Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации,осуществляется органами государственной власти Донецкой Народной Республики в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.
- Государство гарантирует судебную защиту прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Алгоритм работы ДОУ по выявлению и учету воспитанников находящихся в СОП
1 этап. Раннее выявление семей, находящихся в СОП и формирование банка данных
С целью раннего выявления неблагополучных семей, в начале каждого учебного года заведующий и старший воспитатель на основе полученной информации от воспитателей о социальном паспорте группы составляет социальный паспорт детского сада, в который вносятся все семьи группы риска. Так же информацию о проблемных семьях можно получить у инспектора ПДН, социальных работников СП (ГП), ответственного секретаря КДН и ЗП.
Составляется банк данных воспитанников и семей. Планируется дальнейшая работа с семьей.
2 этап. Совместная работа социального педагога, педагога-психолога и воспитателя с семьёй СОП
Наиболее эффективная форма работы с семьей - это индивидуальная. К индивидуальным формам работы относятся:
- беседы с родителями (законными представителями), рекомендации и консультации, посещение семьи, анкетирование, диагностика, выявление и учет.
На этом этапе работники ДОУ проводят следующую работу:
Наблюдение за воспитанниками в условиях детского сада:
- систематические опоздания в детский сад;
- частое беспричинное отсутствие в детском саду;
- неопрятный внешний вид ребенка;
- отсутствие у ребенка необходимой сезонной одежды, обуви, канцелярских
товаров, необходимых для проведения занятий;
- следы побоев у ребенка;
- родители приходят в ДОУ с сильным запахом алкоголя и табака, либо в нетрезвом состоянии;
- жалобы ребенка (на голод, на недосыпание, на дискомфорт в семье, другое);
- частые длительные и хронические заболевания.
Первичное обследование жилищных условий неблагополучной (проблемной) семьи:
- запах в квартире (затхлый, алкоголя, сырости, сигаретного дыма, мочи и другое);
- общий хронический беспорядок, грязь (грязь, пыль, паутина, разбросанные вещи);
- плохое состояние квартиры (повреждения входной двери, оборванные обои, разбитые окна, дряхлая мебель, люстры без плафонов и другое);
- антисанитарные условия на кухне (грязная посуда, битая посуда, пустые бутылки из-под алкогольных напитков, пищевые отходы, отсутствие необходимых бытовых предметов: холодильника, кранов, мебели, наличие тараканов);
- неухоженные домашние животные;
- антисанитарное состояние спальных мест (неубранные постели, грязное постельное белье, отсутствие постельного белья, отсутствие отдельного спального места у ребенка).
Оценка условий воспитания, атмосферы семьи:
- отсутствие игрушек, книг;
- отсутствие игрового пространства для ребенка;
- отсутствие необходимой мебели для хранения одежды ребенка, игрушек, школьных принадлежностей;
- нахождение в доме взрослых в нетрезвом состоянии (родителей/родственников/посторонних);
- следы побоев у членов семьи (у взрослых/ у детей);
- наличие в доме родственников с тяжелыми формами физических и психических заболеваний;
- проживание нескольких семей в одной квартире;
- недоброжелательное отношение к посетителям;
- недоброжелательные, конфликтные отношения членов семьи друг к другу.
Знакомство с членами семьи и её окружением.
Изучение личностных особенностей членов семьи. Изучение обращений и жалоб соседей и жителей микрорайона.
Получение информации от тех служб, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, выводов.
Изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентаций (диагностика).
ПОЗВОНИ! ТЕБЕ ПОМОГУТ!